28 апреля 2016, четверг, 11:03

3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой

НИА-КАЛИНИНГРАД

1k4142Для большинства людей название это однозначно и правильно воспринимается как Всемирный день борьбы с нецензурной бранью.

Дело в том, что «ненормативная лексика» – понятие несколько более широкое, чем просто нецензурная лексика (брань). Оно включает в себя и такие понятия, как «жаргон» и «сленг», которые в отличие от нецензурной лексики не являются запрещёнными к употреблению в общественных местах, не воспринимающиеся как асоциальное поведение, но, тем не менее, выходят за рамки общепринятых норм речи.

Обсценная (ненормативная, нецензурная) лексика включает в себя непристойные, грязные, похабные, бесстыдные, вульгарные, распутные выражения, употребление которых не только противоречит законодательству, но и является примером асоциального поведения, вызывающего негативную оценку со стороны общества, осуждение.

Однозначно негативную оценку ненормативной лексике даёт и церковь, относя брань к греху сквернословия, распущенности и вседозволенности, разрушающему душу человека.

Так почему же несмотря на то, что нецензурная лексика нарушает все основные виды социальных норм: правовые, моральные, религиозные, она уверенно укоренилась в нашем языке и тенденции к её искоренению пока не наблюдается?

Дело в том, что для ответа на этот вопрос следует заглянуть в корень зла. Известно, что три (или четыре) слова, ставшие корнями для нецензурной лексики, изначально отражали суть интимной жизни, половые отношения, что с приходом христианской морали стало табуированной темой, а в период язычества эти слова могли носить ритуальный смысл и просто так ими «кидаться» также было нельзя. Многие лингвисты и психологи сходятся во мнении, что матерные выражения являются энергетически и эмоционально сильными.

Кто-то засилье речи нецензурной лексикой связывает с оскудением словарного запаса, кто-то – с распущенностью, вседозволенностью и отсутствием действенных регуляторов. Однако, большинство психологов сходятся во мнении, что чаще всего матерные выражения являют собой спонтанную речевую реакцию на нестандартную или неожидаемую, непрогнозируемую действительность. То есть, в подобном случае, нецензурное выражение – некий элемент психологической разрядки, антистрессовая реакция.

Беда в том, что искоренить ненормативную лексику просто запретом невозможно. Нужен сильный внутренний самоконтроль, возможность выразить чувства или своё отношение к окружающей действительности иначе. Проблемой современного общества становится и употребление матерных выражений подростками, которые буквально «сыплют» им в разговоре со сверстниками. Для них – это неоправданная попытка казаться старше, увереннее, самодостаточнее, сильнее. В отличие от взрослых, большинство из которых отдаёт себе отчёт в том, что нецензурные выражения – это дурной тон и употреблять их, если уж и приходится, то только в крайних случаях с твёрдым пониманием того, где и как, многие подростки используют эти вульгарные выражения, вообще не привязывая их к ситуации, то есть «разговаривают матом».

Так как же бороться с нецензурной бранью? Наряду с мерами воспитательного характера, работой над самоконтролем, более вдумчивым построением воспитательного процесса в семье, поддержкой со стороны системы образования и государственных органов требуется и целенаправленная государственная политика в области семьи и культуры. Нельзя обойтись и без участия в решении этого вопроса представителей церкви, беседы и разъяснения которых будут крайне важны для верующих семей. Правовые нормы также необходимы в качестве жёсткого регулятора для тех, кто ведёт себя агрессивно и пренебрежительно относится к правам окружающих, особенно детей и подростков.

На Руси, к слову, на законодательном уровне применялись меры наказания к злостным сквернословам ещё во времена царей Василия III и Ивана IV Грозного. Тех, кто злостно сквернословил в публичных местах, могли подвергнуть даже порке.

Поэтому помимо запрета на использование бранных слов важно формирование коллективного осознания культуры общения и отказ от нецензурной лексики. Первым и важным шагом должно стать понимание того, что знание этих слов – не есть повод к их бездумному употреблению, так же, как и наличие в магазине спиртного и табака – не повод выпить и покурить… Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой станет одним из шагов на пути к очищению нашего языка и души, если мы осознанно постараемся очистить свою лексику от постыдных слов.

  


Интервью
Дмитрий Чепель: «У “Балтики” с Игнашевичем перспективы нет»
Футбольные страсти на стадионах и у экранов телевизоров утихли, настроение у калининградских болельщиков от игры «Балтики», откровенно говоря, отвратительное. И, тем не менее, подвести итоги первой половины календарного года, думается, надо. Сделать это корреспондент НИА-Калининград попросил генерального директора ФК «Балтика» с 1998 по 2004гг, а ныне вице-президента Российской детской футбольной лиги Дмитрия Чепеля.