28 апреля 2016, четверг, 11:03

Чтобы помнили: 12 ноября 1948 года завершился Токийский процесс – суд над японскими военными преступниками

НИА-КАЛИНИНГРАД

токийский процессЭтот военный трибунал прозвали Токийским Нюрнбергом. Всем фигурантам были предъявлены обвинения по 10 статьям, разбитым на три категории по образцу Нюрнбергского процесса.

Суд заслушал 419 свидетелей, рассмотрел 4336 вещественных доказательств. Процесс возглавлял австралийский судья Уильям Уэбб, главным обвинителем назначен американский прокурор Джозеф Киннан. Для проведения процесса сформировали специальный судебный орган, в состав которого вошли представители СССР, США, Китая, Великобритании, Австралии, Канады, Франции, Нидерландов, Новой Зеландии, Индии и Филиппин.

Однако, несмотря на аналогию с Нюрнбергом, Токийский процесс был не столь убедителен. СССР не устроили его результаты и приговор Токийского трибунала, которые не охватывали весь объем совершенных преступлений. В связи с этим было принято решение организовать новый судебный процесс над японскими военными преступниками, участвовавшими в создании бактериологического и химического оружия. И в декабре 1949 года в Хабаровске перед советским судом предстали 12 японских военных. Несмотря на то, что Хабаровский процесс прошел в более засекреченной обстановке, именно на нем мир узнал о готовящейся бактериологической войне, которую предотвратило стремительное наступление Красной армии в ходе Дальневосточной кампании в августе 1945 года. Хабаровский процесс поставил юридическую точку во Второй мировой войне и показал объективную картину произошедшей трагедии.

Примечательно, что в преддверии даты завершения Токийского процесса ФСБ рассекретила уникальные архивные документы, в том числе показания японских генералов. Опубликованные сведения еще раз подтверждают планы Японии по нанесению военного удара по СССР и по проведению подрывной деятельности японских спецслужб против нашей страны.



Интервью
Александр Пятикоп: «Я не являюсь лицом московской национальности и мечтаю вернуться в Калининград»
Депутат Госдумы VII созыва Александр Пятикоп в сентябре 2016 года, будучи ещё кандидатом, во время пресс-конференции, отвечая на вопрос, останется ли он в Москве по окончанию депутатского срока, ответил: «Я не являюсь лицом московской национальности». И вот уже почти 11 лет проживает в столице.