28 апреля 2016, четверг, 11:03

Сибиряки штурмовали Кёнигсберг

НИА-КАЛИНИНГРАД

31В Калининградской области есть землячество сибиряков. Этих людей объединяет не только общая малая родина, но и память о земляках. Они - внуки героев, которые в далёком 1945 году штурмовали города-крепости Кёнигсберг, столицы Восточной Пруссии.

 

     Активное участие в штурме Кёнигсберга принимали воины сибиряки 26-ой Гвардейской стрелковой дивизии, ранее носившей наименование 93-й Восточно- Сибирской. Тысячи воинов из Бурят-Монгольской АССР были награждены медалью « За взятие Кенигсберга».

    Поисковые отряды Калининградской области продолжают находить и восстанавливать имена героев-сибиряков. Накануне празднования 75-летия Победы удалось установить имя ещё одного сибиряка.

       В далёком 45-м семья из Новосибирска получила печальную весть — «похоронку». Многие годы ушли на то, чтобы найти место, где захоронен их родственник. И вот спустя почти 75 лет поиск подошёл к концу. Рядовой Иван Ильич Коваленко погиб 8 апреля 1945 года в боях под Танненвальдом (в переводе с немецкого – Еловый лес), так назывался тогда нынешний посёлок Чкаловск.

     По словам Юлии Журавлёвой, внучки Ивана Коваленко, он погиб, когда ему было 40 лет. «Пятеро детей у него осталось, поэтому нас много, и много внуков, много правнуков. Мама говорила, что он был простой, весёлый, открытый к людям человек»,- вспоминала внучка героя.

        Иван Коваленко  свою медаль «За отвагу»  получил в 1944-ом. В документах указано, что он лично уничтожил 5 гитлеровцев и целый пулемётный расчёт.

        Полученную награду, уже блестящую и отреставрированную, родственникам Ивана Коваленко торжественно вручили в Музее боевой славы в Чкаловске. Вместе с останками поисковики обнаружили и ложку бойца. Её также передали в семейный архив сибирякам.

      Штурм города-крепости Кёнигсберга называют одним из самых кровопролитных и решающих сражений Восточно-Прусской операции. В апреле 1945-ого было задействовано более ста тысяч солдат, 538 танков и более 2000 самолётов Эти страшные 4 дня стали примером мужества, бесстрашия и массового героизма.

      Поисковики говорят, что в братской могиле на аэродроме Чкаловска лежат останки еще около 40 человек. Их в ближайшее время перезахоронят на одном из мемориалов Калининградской области

     Во взятии Кенигсберга в составе штурмовых отрядов, дивизий 43-й Армии, которой командовал генерал- лейтенант Афанасий Павлантьевич Белобородов, 11-ой Армии Кузьмы Галицкого принимали участие и воины сибиряки. Среди них был уроженец Баргузинской долины Михаил Елисеевич Попов.

     «У Рокоссовского я был, взял Калугу, Белоруссию, взял Литву и дошел до Кенигсберга. 15 дней не дошел до Берлина. Я в Кенигсберге оторвало руку, ранило. Меня на второй руке палец оторвало. Я потом в госпитале лежал в Германии, лежал в Тильзите»,- рассказал о боях участник штурма Кёнигсберга Михаил Попов.

      Говоря «сибиряк» мы подразумеваем «закаленный характер» и «крепкое здоровье». Во многом это так. Вот и Михаила Попова не сломили не годы, не полученные в боях раны.

      Далёк путь из северо-восточной части Сибири – Якутии - до Калининграда, но его преодолели родственники погибших в январе-марте 1945 года воинов-якутян, которые сложили свои головы у населённого пункта Цинтен (ныне посёлок Корнево Багратионовского городского округа).00 jakuti
     Из архивных документов следует, что в тот период
на этой территории шли ожесточенные бои. Хайлигенбайльский котел унес тысячи жизней самых лучших, мужественных сынов. Среди них на века вписаны имена 13 воинов-якутян.
     Благодарные потомки открыли в их честь памятный знак,
почтили память минутой молчания память о погибших воинах, возложили цветы.

     Поисковые работы на территории Калининградской области продолжаются. И есть уверенность, что мы скоро узнаем имена и других героев, о которых не писали в газетах, о многих из которых не знают даже их потомки... Сибиряки умели воевать!



Интервью
Александр Пятикоп: «Я не являюсь лицом московской национальности и мечтаю вернуться в Калининград»
Депутат Госдумы VII созыва Александр Пятикоп в сентябре 2016 года, будучи ещё кандидатом, во время пресс-конференции, отвечая на вопрос, останется ли он в Москве по окончанию депутатского срока, ответил: «Я не являюсь лицом московской национальности». И вот уже почти 11 лет проживает в столице.