28 апреля 2016, четверг, 11:03

Балтийская коса – «остров невезения». Часть I

НИА-КАЛИНИНГРАД

Начну слегка перефразированными словами известной песни. «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров невезения в Янтарном крае есть. Там живут несчастные люди…».

 

   А теперь, поставив громкое многоточие, уточню: нет, там живут не дикари, хотя их и называют косоварами, но они, действительно, несчастные люди. И, заметьте, никто из 888 человек (такая официальная численность населения Балтийской косы) не родился в понедельник. За что же им такие несчастья? Почему вот уже более 20 лет они живут, словно в резервации?

  Вы не поверите, но у того места, где проживают эти люди, нет даже законного названия. Официально он считается «часть участка Балтийской косы  Балтийского муниципального района», неофициально все называют его посёлок Коса.

   Возможно ли такое в одной из передовых по многим показателям российских областей? Журналист НИА-Калининград решил разобраться в сложностях бытия косоваров.

 

Паромщик

- Проблем у нас хоть отбавляй,- узнав, что его собеседником является журналист, сказал Алексей.- Я живу на Косе с рождения, и самая главная наша проблема – паромная переправа. Всё зависит от паромщика…

  Выяснил, между собой жители Косы паромщиком называют генерального директора «Балтийской судоходной компании» Павла Буркова. Решил зайти в компанию и задать руководителю несколько вопросов.

   - Я вам без эмоций скажу,- изучив визитную карточку, проговорил Павел Владимирович.- Мы заняли эту нишу в мае 2007 года, когда Балтийскому флоту запретили заниматься несвойственным военному ведомству делом. И что? С каждым годом всё сложнее и сложнее работать. Особенно жёсткие условия были введены после крушения в июле 2011 года теплохода «Булгария». Но мы все предписания выполняем. Оба парома в исправном состоянии, экипажи подготовлены. Два года назад компания получила бессрочную лицензию. Но это не решает проблему паромной переправы.

  Мы долго разговаривали с руководителем судоходной компании, и я всё больше и больше убеждался, что паромы, будь они даже супер современными, а не 50-летними старичками, проблему переправы всё равно бы не решили. Есть правила судоходства, которые с каждым годом становятся всё суровей и против этого, как говорится, не попрёшь.

  - Вот конкретный пример,- слегка взволнованно говорит Павел Бурков.- При ветре 16 м/с канал закрывается для любого судоходства. А для судов с высокой парусностью – при 13 м/с. Паромы как раз и являются такими судами. Всё, приплыли!

  Перефразируя последние слова Павла Владимировича, стоит сказать, что как раз и не приплыли в такой ситуации сотни людей, которым нужно было идти на работу или возвращаться домой в зависимости от того, в какое время суток объявили штормовое предупреждение. Это же относится и к 70 ребятишкам, которые учатся в школе города Балтийска (школа на Косе закрыта).

  Но это «семечки». Давайте представим себе такую ситуацию: ночь, море штормит, а на Косе (ни дай бог, конечно), возник пожар или человек умирает и ему нужна срочная медицинская помощь. Как быть в такой ситуации? Ведь ни пожарной части, ни серьёзного медицинского учреждения у косоваров нет. А пожары случаются, и люди болеют. Более того, женщины рожают детей…

   «Эх, если бы можно было как-то решить проблему с бесперебойной переправой, наша жизнь была бы только в радость. Но мы же не Крым и даже не Владивосток. Нам мост не построят».- Такие слова доводилось неоднократно слышать от жителей Балтийской косы.

 

Тоннели

Сделаем небольшое отступление и вспомним март 2005 года. Именно тогда аборигены Балтийской косы с замиранием сердца ждали результатов исследований калининградских археологов обнаруживших тоннель времён Второй Мировой войны.

  По одной из версий исследователей, в Балтийске начинался секретный подземный тоннель. Он проходил прямо под морским каналом и соединял Пиллау (Балтийск) с Балтийской косой.   Высказывались предположения, что во время войны тоннель служил для переброски грузов и передвижения войск. Позднее появилось информация о том, что таких подземных тоннелей аж три. Один взорвали в 1945 году. Два других сохранились. Если их восстановить, то жители поселка на Балтийской косе смогут перебраться через канал в Балтийск даже во время шторма.

  Вот оно решение проблемы! Увы, быстро только сказка сказывается. Вот комментарии двух руководителей того времени.

   Евгений Ткаченко, руководитель специального мобильного подразделения
Госакваспаса Калининградской области:

  «Будем очищать шлюзовую камеру и после этого детально обследовать переходы. В перспективе – найти шлюзовую камеру, которая затопила данный переход».

  Виктор Кошелев, зам. главы Балтийского городского округа по внешним связям и перспективному развитию:

  «Если ходы реально существуют, то, конечно, надо посмотреть, и они не разрушены и их, возможно, реанимировать, – почему не сделать».

  На этом в истории о найденных тоннелях можно поставить точку. Предположения исследователей, видимо, не подтвердились. По крайне мере, в настоящее время эта тема больше даже не обсуждается.

 

Билет в два конца

Покупая билет в кассе туда и обратно за 70 рублей, ощутил на себе пристальный взгляд пограничника. Проходя через турникет, на всякий случай достал документы.

  - Не нужно документов,- упредил меня страж границы.- Просто местных я всех знаю, да и билеты они не покупают. У них льгота. А вы в такое время на косу переправляетесь. В гости, наверное?

  - Можно, наверное, и так сказать…

  Пройдя на борт парома, устроился у борта и стал кормить лебедей булочкой с маком, купленной в ларьке. Тем временем на палубу стали заезжать автомобили. Я преднамеренно оставил своего железного коня на бесплатной автостоянке, которую, кстати, построила на пирсе «Балтийская судоходная компания». Если бы рискнул переправляться с машиной, то это удовольствие обошлось бы мне в 500 рублей.

   Вдруг паром резко накренился. Оказывается, это въехал КамАЗ гружённый углем. Я уже знал, что в посёлке есть две угольных котельных. Они-то и отапливают дома, но не все…

  Итак, в путь к островитянам… 



Интервью
Станислав Крапивник: Если НАТО захватит Калининград, Россия всё равно его отобьёт
В последнее время только очень ленивые эксперты «от граблей до кораблей» не высказывали свои предположения о возможной агрессии со стороны стран НАТО в отношении Калининградской области.