28 апреля 2016, четверг, 11:03

Дмитрий Чепель: «В футбол надо не только играть, им надо жить»

НИА-КАЛИНИНГРАД

Сегодня, 19 октября, известному футболисту, руководителю ФК «Балтика», председателю Калининградской областной федерации футбола Дмитрию Чепелю исполнилось 58 лет. Накануне корреспондент НИА-Калининград встретился с легендой калининградского футбола и попросил рассказать о жизненном пути футболиста и руководителя.

   - Дмитрий Вячеславович, экватор жизненного пути пройден. Что удалось сделать за прожитые годы, чем гордитесь, о чём сожалеешь?

   - Сожалеть – не в моём характере. Хотя, откровенно говоря, в юности и уже в более зрелом возрасте было много желаний, но не все они осуществились.

   Горжусь своей семьёй, радуюсь внучкам. А самое главное, что я живу в ладах со своей совестью.

   - С чем конкретно были связаны ваши желания?

     - Разумеется, с футболом. Футбол – это моя жизнь. И всё, чего удалось достичь в ней, именно благодаря этому виду спорта.

     Играть в футбол начал в детстве. Гоняли мяч с пацанами всё свободное время. Это был деревенский футбол, нечета сегодняшнему детско-юношескому футболу в специализированных секциях. Но именно в том «деревенском» футболе изначально вырабатывался командный стиль честной игры.

   Позднее, когда отец стал директором совхоза, в нашей станице Староминской Краснодарского края была создана футбольная команда «Рассвет», которая играла не слабее 2-й лиги Советского Союза. Помнится, играли с «Кубанью», выиграли 5:3. В команде, по тем временам, были хорошие зарплаты, сопоставимые с зарплатами высшей лиги. К нам приезжали футболисты даже из киевского «Динамо».

   Тогда была такая тенденция – ездить по колхозам и проводить товарищеские матчи. Болельщиков на таких матчах было очень много. Наша команда практически все матчи выигрывала. Уже тогда я много забивал, и меня заметили. Но… Но потом меня призвали на срочную службу. Служил на Балтийском флоте. И вот на этом этапе моей жизни произошёл качественный скачок – я попал в профессиональный футбол.

   - Как именно это произошло?

   - Произошло это в 1983 году. Меня сняли с корабля буквально за несколько часов до выхода на боевую службу. Пришла телеграмма, в которой приказывалось откомандировать старшину 1 статьи Чепеля в сборную Балтийского флота для участия футбольном турнире первенства Вооружённых Сил СССР.

   Тренировались и играли на стадионе «Трудовые резервы», жили в гостинице ДКФБ. В матчах первенства я забил пять голов. Вот тогда-то меня и пригласили в «Балтику». Капитаном и лидером команды тогда был Юрий Алексеевич Бондарев. Это легендарная личность, и я благодарен судьбе за то, что был знаком с таким человеком. Мы с ним довольно быстро сыгрались на поле и, без преувеличения, наводили ужас на команды 2-й лиги Советского Союза.

     - Дмитрий Вячеславович, что это была за команда? Сколько местных ребят в ней играло? Ходили ли болельщики на стадион?

   - Всех поимённо сейчас уже вряд ли вспомню, но одно могу сказать, играли в основном местные игроки. Было 3-4 человека из других футбольных клубов. Что касается болельщиков, народ валом валил на стадион. Тогда кресел не было, были лавки, сидели плотно, но мест не хватало, поэтому даже на крышах домов были зрители. Хочу сказать, что мы старались оправдывать доверие болельщиков и их поддержку.

   - Итак, именно в «Балтике» вы стали профессиональным футболистом…  

   - Не совсем так. В 1986, когда «Балтика» показывала очень хороший футбол, меня пригласили в дивизион выше – в состав краснодарской «Кубани». Вот здесь, пожалуй, и произошло моё становление, как профессионального футболиста. Это была отличная школа. Пройдя её, вернулся в «Балтику».

   - Почему вернулись? Что не устраивало в «Кубани»?

   - Да всё устраивало, кроме одного – не люблю, когда люди отказываются от данного обещания. Когда меня приглашали в «Кубань», была договорённость с руководством клуба, что я окончу университет. Это для моей дальнейшей карьеры в футболе имело большое значение.

   Мы сыграли первую игру с «ЦСКА» - 1:1. Потом был матч с «Ротором», в котором я забил гол. Подошло время ехать на учёбу, но о данном мне обещании как-то забыли. Тем не менее, я уехал. Вернулся в команду после учёбы как раз перед матчами с воронежским «Факелом» и «СКА» Ростов-на-Дону. Меня включили в основу. Помню, «Факелу» забил три мяча и два мяча «СКА». Оба матча «Кубань» тогда выиграла.

   После этих матчей меня больше не выпускали на поле. Досидел я сезон на скамейке запасных и вернулся в «Балтику». Играл в основе, забивал по 10 – 17 голов за сезон. Помнится, в 1989 году намолотил 27 голов. Этот год для меня стал памятным ещё и потому, что родился сын.

   - Прекрасная результативность! Почему на вас не обратили внимания тренеры команд высшей лиги?

   - Внимание обратили, но я не согласился. Было, например, конкретное приглашение в питерский «Зенит», но я не пошёл. Причина простая, считал, что на тот момент по своим профессиональным качествам я ещё не был готов играть в такой команде.

   Но, как говорится, нет худа без добра. В этот период в городе Бендеры создавался молдавский футбольный клуб «Тигина-Апоэль». Главный тренер Анатолий Николаевич Борщ пригласил меня поиграть за команду. Я откликнулся на это предложение, и уехал на два года в Молдавию.

   Перед командой стояла задача - выйти в буферную зону, в которой играли лучшие команды 2-й лиги СССР, и эту задачу мы выполнили, заняли восьмое место.

   В первой половине 90-х годов я уехал в Польшу, потом в Германии и Литве поиграл. В сезоне 1993/94 годов сыграл один матч в высшем дивизионе за клуб «Таурас-Каршува». Одним словом, набирался опыта игры в европейский футбол.

   Откровенно говоря, хотелось ещё поиграть в футбол, и Корней Андреевич Шперлинг приглашал меня в команду, но определённая группа лиц, не буду называть их фамилии, была против…

     - Сожалеете?

     - Понимаете, в футбол надо не только играть, им надо жить. И я продолжил жить этим видом спорта, но уже в другом качестве. В 1999 году вернулся в «Балтику» в ранге президента клуба. Через два года стал директором клуба. Были большие планы, что-то удалось сделать, что-то – нет.

   В 2002 году мы создали Калининградскую областную федерацию футбола, одним из главных направлений работы которой стало развитие детско-юношеского футбола – основы этого спорта в области. Наши мальчишки добивались высоких результатов в российских чемпионатах…

   Потом в калининградский футбол пришли другие менеджеры, главной задачей для которых является зарабатывание денег. И, насколько мне известно, они с этой задачей успешно справляются.

     - Насколько вы отдалились сегодня от футбола?

   - Совершенно не отдалился и по-прежнему живу футболом. Сегодня это футбол детский. Я являюсь вице-президентом детской футбольной лиги России. Мы проводим международные фестивали «Локобол – РЖД», другие турниры мирового значения.

   Меня несколько расстраивает ситуация, которая сложилась в «Балтике» на этом направлении с приходом в клуб определённой группы лиц. О детско-юношеском футболе сегодня только рассказывают, дескать, их не так тренируют. Не надо рассказывать, надо дело делать, чтобы местные ребята играли в «Балтике».

     - А вы считаете, что такие футболисты есть?

   - У нас полностью замогилили юношей 2000 года рождения, которые могли стать резервом для клуба. Но это же никому не нужно. Проще пачками привозить в клуб иноземных пассажиров, с которыми легко решаются финансовые вопросы.

   Что касается наших воспитанников. Вот навскидку всего несколько фамилий: Олег Исаенко играет в «Краснодаре», Никита Бурмистров в «Сочи», Зураб Саная в «Роторе», Кирилл Марущак в «Луче». Большие надежды подавал Виталий Каленкович, но и ему не нашлось места в составе «Балтики». Сегодня он является игроком команды «Томь».

   - Несколько слов о планах на ближайшее будущее.

   - Все мои планы связаны с развитием футбола в Калининградской области, но озвучивать их я пока не стану.



Интервью
Александр Пятикоп: «Я не являюсь лицом московской национальности и мечтаю вернуться в Калининград»
Депутат Госдумы VII созыва Александр Пятикоп в сентябре 2016 года, будучи ещё кандидатом, во время пресс-конференции, отвечая на вопрос, останется ли он в Москве по окончанию депутатского срока, ответил: «Я не являюсь лицом московской национальности». И вот уже почти 11 лет проживает в столице.