28 апреля 2016, четверг, 11:03

Александр Пятикоп: «Депутат Госдумы - не конфета «Мишка на севере», чтобы всем нравиться»

НИА-КАЛИНИНГРАД

Депутат Государственной думы Александр Пятикоп рассказал корреспонденту НИА-Калининград, почему срок действия Федеральной целевой программы был продлён ещё на пять лет, чем грозит региону очередная «забывчивость» чиновников российского правительства о его специфике и что не нравится региональным чиновникам в его работе.

   - Александр Иванович, справедливо ли будет утверждать, что социально-экономическое развитие Калининградской области всецело зависит от реализации проектов Федеральной целевой программы?

   - Не всецело, но во многом. Я коротко перечислю, что было сделано для реализации ФЦП с моей стороны. Во-первых, было пролонгировано действие Закона «О социально экономическом развитии Калининградской области» до 2030 года. Во-вторых, в марте этого года совместными усилиями с региональным правительством, Минэкономразвития и Минфином, при поддержке Президента России Владимира Путина, который сказал своё «да», продлили срок действия ФЦП до 2025 года. Как вы помните, предыдущая программа действовала до 2020года.

   Кроме этого, есть федеральные программы, в которые погружены национальные проекты. Для нас важнейшими из них являются проекты по развитию культуры, образования и здравоохранения, туризма и экологии. Эти проекты погружены в программы, которые идут по линии соответствующих министерств.

   Проще говоря, это инструментарий, при помощи которого развивается Калининградская область.

- Какими были аргументы для продления срока действия ФЦП?

   - Во-первых, не всё, что заложено до 2020 года, было реально выполнить до конца действия программы.

   - Что конкретно не удалось выполнить?

   - Например, не был выполнен объём работ по мелиорации и берегоукреплению, по развитию инфраструктуры. Ведь большая часть подпрограммы «Устойчивого социально-экономического развития Калининградской области» не выполнена. Это касается и инфраструктуры, и мелиорации. Недостаточно было выделено средств.

   Кстати, средств и сейчас выделяется недостаточно. Для понимания приведу пример с мелиорацией. Чтобы полностью решить накопившиеся за десятилетия проблемы, нужно 16 млрд рублей. Получим всего 4 млрд.

   Конечно, каждая программа – не панацея. Там все позиции правильно написаны, но объёмы финансирования не дают точного ответа на простой вопрос: это позволит решить проблему? Как выясняется – не позволят. Так нужны ли эти программы? Конечно, нужны.

     - Александр Иванович, коль вы упомянули мелиорацию, проясните ситуацию с этой отраслью. Для нашего региона тема весьма важная.

   - Сейчас, благодаря совместным усилиям, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» вышло на стабильное финансирование, чего не было долгие годы. Из федерального бюджета на мелиорацию выделены средства, которых хватило, чтобы закрыть все долги, чтобы приобрести технику и переправить её в регион.

   На сегодняшний день, за чёт средств федерального бюджета, практически восстановлены все насосные станции, которые должны работать в круглосуточном режиме. Но это не значит, что все проблемы мелиорации решены.

   На тех же насосных станциях необходимо менять оборудование, срок эксплуатации которых уже десятки лет и никто не знает, когда оно может выйти из строя. Необходимо чистить каналы и водоприемники.

   В этом году создано региональное управление мелиорации. Его задача, очищать те мелиоративные каналы, которые входят в областную собственность.

   - Кроме мелиорации, которая в последнее время таки стала вылизать из нищеты, достаточно сильно тормозит развитие региона отсутствие газификации. Как решается эта проблема?

   - Вы правы. Отсутствие газификации региона отрицательно сказывается не только на развитие бизнес, но и на качество жизни простых граждан.

     Так вот, на 2020-2021 годы области никаких денег из федерального бюджета на газификацию не выделено. Средства предусмотрены только на 2022 год. А у нас уже готовы проекты по газификации, за которые заплачено более 200 млн рублей.

   - Иными словами, Балтийску газификация в ближайшие 2-3 года не светит.

     - Балтийск – особая история. В ней разбирается губернатор, который взял на себя всю полноту ответственности, хотя и не его вина в том, что люди без газа. Федеральный бюджет в 2015 году выделил деньги на газификацию Балтийска. Но деньги оприходовали, а газа нет…

     - Давайте вернёмся к Федеральной целевой программе. Как она была выполнена в 2018 году?

     - На заседании подкомитета Госдумы, который я возглавляю, был заслушан отчёт об исполнении ФЦП « социально- экономического развития Калининградской области до 2020 года» за 2018 год, перспективы исполнения в нынешнем году и прогнозы на 2020 год.

     С главным докладом выступил региональный министр промышленности, торговли и экономического развития Дмитрий Кусков. С содокладами выступили представители МинФина РФ, МинЭкономРазвития РФ, Счётной палаты РФ, РосТуризма РФ, в обсуждении участвовали депутаты ГосДумы, эксперты.

   К итогам 2018 года у меня сложилось двойственное отношение. Например, Счётная палата считает, что исполнение программы ФЦП в Калининградской области низкое – 83%. Это, действительно, плохо. Но давайте разберёмся, это «плохо» по чьей вине произошло? Так вот, 17% это тот самый паром, на строительство которого мы никак не можем повлиять. Во-первых, его изначально не было в ФЦП. Этот пункт включили в программу в последний момент в 2018 году. Далее начались конкурсные процедуры, сложности с размещением заказа. В результате выделенные из федерального бюджета деньги Федеральным агентством морского и речного транспорта – Росморречфлотом - оказались не освоенными.

   Второй объект – северный обход, государственным заказчиком выполнения работ на Северном обходе города Калининграда является ГКУ Управление дорожного хозяйства Калининградской области. 

. Они также поздно получили назначение, с опозданием провели конкурсные процедуры. Работают быстро, но время было упущено.

     - А как обстоят дела с выполнением ФЦП в 2019 году?

     - Картина под названием «С опозданием» продолжается. Позднее доведение ассигнований, технические вопросы связанные со строительством парома по-прежнему не позволяют вложиться в сроки.

   На заседании подкомитета, о котором говорил выше, Дмитрий Кусков доложил – всё, что касается региона, мы выйдем на 100% исполнение, но мы не можем гарантировать, какой объём средств будет реализован при строительстве парома. Есть основания полагать, что в этом году нагонят отставание и в строительстве северного обхода.

   - Заглянем в год 2020-й. Какие прогнозы?

   - Здесь есть одна фишка. Президент России Владимир Путин говорит одно, а правительство РФ в содружестве с Минфином, делают всё с точностью до наоборот. До начала нового года осталось 2,5 месяца. На сегодняшний день, на следующий год, предварительно доведены бюджетные ассигнования для Калининградской области только по двум позициям, в частности, более 2 млрд рублей на программу «Мы россияне», для поездки школьников в российские города.

   Похоже, что наша область снова повторит ту же ошибку, что и предыдущие годы. А кто нас к этому подталкивает?

   Нет средств, никакие конкурсные процедуры не проводятся, так как неизвестно, дадут или не дадут деньги, а если дадут, то сколько.

   Идёт своеобразная игра. Это как в том философском вопросе: что первично – яйцо или курица. Поясню свою мысль. Федеральный центр говорит, регион, делайте проекты, потратьте деньги со своего бюджета. Мы сделали проекты, а они не финансируются. Через два года проекты нужно будет переделывать. Вот вам пример с газовой сетью. Сделали проекты на 2 млрд рублей, а это – две школы можно было построить.

   У нас проекты по водоводам на 50 млн рублей. Проектных работ для решения вопросов развязок внутри Калининграда на бумаге выполнено на 120 млн рублей. А денег из федерального бюджета на реализацию этих проектов нет.

   Мы говорим, дорогой федеральный центр, скажите точно и не меняйте правила игры, тогда мы сможем планировать. И это ещё не всё.

     У нас есть лимиты, которые мы ещё не показали, на что потратим. Я имею ввиду ФЦП до 2025 года.

   - А почему не показываем?

   - Прежде чем что-то в программу вставлять, нужно согласовать с министерством. Делать это нужно обязательно, так как в софинансировании львиная доля средств пройдёт через то или иное министерство. Для примера, возьмём строительство школы. Мы спрашиваем, нам проектировать или нет. Министр образования Ольга Васильева отвечает, не спешите, я ещё не знаю, дадут деньги или не дадут.

   Сейчас я вам ещё одну фишку расскажу. ФЦП состоит из двух подпрограмм. У них и названия почти одинаковые. У одной «устойчивое социально-экономическое развитие», а вторая просто программа социально-экономического развития.

   В «устойчивой программе» есть ещё две подпрограммы, которые написаны для бизнеса для создания конкурентоспособных производств. Проще говоря, юридическим лицам, крупным игрокам на нашем экономическом рынке, выделяют дотации. Вторая подпрограмма предусматривает выделение денег на развитие инфраструктуры.

   В моём понимании под развитием инфраструктуры, в первую очередь, нужно понимать газификацию городов и посёлков области. Но деньги на газификацию заложены не в эту подпрограмму, а в другую. Считается, что газ нужен только для населения. А для развития бизнеса?

- Уточните, пожалуйста, кто является такими конкурентоспособными игроками в Калининградской области?

   - У нас в области есть три таких игрока. Это «Содружество соя», «Мираторг» и «АВТОТОР». Если их не поддерживать, они либо уйдут из региона, либо заглохнут.

   - Что, у них всё так плохо?

   - Для понимания, уточню. Речь идёт о логистике перемещения товаров, произведенных в Калининградской области через территории Литвы и Белоруссии. По всей России действует тариф на внутренние перевозки с маркировкой 10,01%. Такой же тариф действует и на территории области. А дальше – Литва и Белоруссия. А у нас с 2018 года отменены субсидии на железнодорожные перевозки. Литовская и белорусская железные дороги ежегодно поднимают тарифы.

   В плюсе при таком раскладе может быть только монополист, который выпускает продукцию, которую больше никто в стране не производит. И такое предприятие у нас есть, это предприятие по производству мирамистина. Если его себестоимость, условно говоря, 50 рублей, то в Москве он стоит 500 рублей.

     - Похоже, гордиться нашей области нечем…

     - Вы не правы. В Калининградской области хорошие урожаи. Мы можем выращивать сельхозпродукции ещё больше, но вывозить её, как уже говорил, проблематично. Даже морем. У нас есть всего один причал, приспособленный для сыпучих грузов – это на «Сое». Вывозить железнодорожным транспортом – субсидии не предусмотрены. На российском рынке продукция станет по цене неконкурентоспособной.

     - Не понятно, почему отменили субсидии?

     - Когда подписывали документы Евразийского экономического союза, опять забыли о Калининградской области. Со следующего года мы перестанем получать субсидии на транспортировку сахара. Зона последствий – около двух тысяч работников пищевой промышленности могут остаться без работы.

   - А что же наше региональное правительство не бьёт в набат и где ваше участие, как депутата Госдумы?

     - Били, но услышаны не были. Решением этой задачи занимался и губернатор, и торгово-промышленная палата. Вот вам конкретный пример принятия одного решения и его последствия для Калининградской области.

   Что касается моего участия, со своей стороны сделал всё от меня зависящее. Написал письмо по газификации региона лично Дмитрию Медведеву и Виталию Мутко. Мы ожидаем проведения в Калининграде выездного заседания комиссии правительства РФ. Все проблемы нашей области будут в повестке дня. Все документы уже подготовлены. Законодательное поле создано. Проблема в принятии подзаконных актов.

   Свою задачу вижу в контроле и постоянном будоражевании чиновничьих нежных умов различных ведомств и министерств с тем, чтобы как можно быстрее решались задачи в нашей области.

   - Вас не смущает, что в СМИ вас уже называют лоббистом?

   - Пусть как угодно называют, я делал, и буду делать свою работу. Конечно, я многим неудобен, но я последовательно отстаиваю интересы своих избирателей и интересы Калининградской области. А то, что я подвергаю критике работу некоторых региональных министров, у меня есть для этого все основания. Депутат Госдумы - не конфета «Мишка на севере», чтобы всем нравиться.



Интервью
Александр Пятикоп: «Я не являюсь лицом московской национальности и мечтаю вернуться в Калининград»
Депутат Госдумы VII созыва Александр Пятикоп в сентябре 2016 года, будучи ещё кандидатом, во время пресс-конференции, отвечая на вопрос, останется ли он в Москве по окончанию депутатского срока, ответил: «Я не являюсь лицом московской национальности». И вот уже почти 11 лет проживает в столице.